|
Как все началось или
Три источника и три составные части
"Второго канала"
Первым источником, видимо, следует считать сам Грушинский
фестиваль, но не всякий, а образца 1968 - 1973 гг.
В те годы на нем еще был различим Homo Separatis, иными словами,
Человек Отдельный, короче, индивид. Как следствие царила "песня с
человеческим лицом", необходимым, хотя и не всегда достаточным
критерием которой было "лица необщее выраженье".
По мере судорожных попыток отстоять фестиваль перед свиномордой
властей предержащих, увы, путем привлечения немеряных широких масс
трудящихся и приведением репертуара к стандартам идеологического и
массового сознаний, вышеупомянутая песня вкупе со своей ближайшей
родственницей "думающей песней для думающих людей" оказалась, в
основном, засунутой в известные глубины, где и пребывала на том этапе
развития советского общества вообще по всей стране то есть в
андеграунде. Впоследствии идеологический пресс был снят, а массовый,
определяющий эффективность рекламы и старания спонсоров, наоборот,
усилился, фиксируя Главное жюри в прежнем положении заложников идеи
проведения фестиваля любой ценой.
Народ же безмолвствовал отнюдь не поголовно: сердцу всегда
хотелось "ласковой песни и хорошей, большой любви". И тогда на отшибе
возник "Кольский бугорок" Сергея Каплана со товарищи, который и стал в
некотором смысле предтечей "Второго канала", вторым его источником.
Вообще же в народе усиливался шорох, формулировавшийся в
диапазоне от "надо что-то делать" до "что-то будет". Идея эта
овладевала не только низами, но и верхами. И третьим источником стали
именно они.
В начале октября 1995 года Борис Кейльман, пророк Валерия Грушина
на Земле, грустно спросил у Владимира Ланцберга, случившегося в Самаре
проездом:
Володя, что же с песней-то будет?
Ланцберг, к тому времени уже
проведший на фестивале некоторую работу в качестве председателя жюри
детского конкурса, бодро ответил, мол, не тужи, Боря, вот вырастим
новое поколение, оградим их от попсы, и все будет тип-топ.
Ничего не сказал Кейльман в тот раз. Но менее, чем через месяц,
когда Ланцберга вновь занесло в Самару, снова произнес слова на сей
раз в том смысле, что, мол, надо что-то делать.
В тот же вечер представители левых и правых полушарий мозга
оргкомитета фестиваля Борис Скиба и Исай Фишгойт обманом завлекли
Ланцберга на конспиративную квартиру Льва Сандлера (на воротах стоял
Александр Вольдман) и провели с ним сеанс вербовки.
Начался он с попытки выяснить, каковы симпатии и антипатии
объекта в разных подвидах жанра авторской песни. Поняв, что
характеристика восприятия имеет характер горизонтальный и линейный,
без завалов в тех или иных областях, удовлетворенные функционеры в
грубой форме предложили сотрудничество в форме руководства вновь
учреждаемым конкурсом, имеющим целью выявление всего самого
интересного с творческой точки зрения, без оглядки на вкусы публики,
требования масс-медиа, прихоти моды, идеологии, политики и т.п. Взамен
предоставлядась озвученная эстрада, официальный статус и карт-бланш.
Под давлением выпитого чая Ланцберг вынужден был согласиться.
Составными частями "Второго канала" стали, во-первых, местные
организаторы, их помощники, представители оргкомитета фестиваля;
во-вторых, волонтеры из разных концов вселенной, где есть любители
авторской песни; в-третьих, члены жюри и просто участники обсуждения
конкурса, привлекаемые руководством на самой широкой основе.
|