|
Старика Крупского, ну то есть, Олега Городецкого, в мире авторской песни знают все - как одного из ярчайших людей «32-го Августа» (впрочем, а кто у них тусклый?), как автора необыкновенных стихов и хороших песен на эти - и всякие разные другие, не менее необыкновенные - стихи. Как великолепного исполнителя и редкого аккомпаниатора.
Пожалуй, он один из не слишком многочисленных бардов, которые одновременно являются поэтами высокого класса. Не придерживаясь провокационного мнения, что «стихи это недо-песня», я полагаю, что создание образа без помощи гитары требует гораздо больше искусства. У Городецкого много стихотворных текстов, которые могут считаться настоящими, профессиональными поэтическими удачами.
Не говори, что я не прав,
Не говори мне,
Здесь отраженья в зеркалах
Дробятся ливнем…
Все более или менее постоянные слушатели «32-го» хорошо знают: если на сцене Городецкий, про зрительскую «халяву» - то есть, про песни-слабительное, которые существуют, «чтобы расслабило и понесло» - про них можно забыть. Олег уважает публику, считая ее способной на интеллектуальное усилие.
С точки зрения времени, прожитый день
Равен сумме витков обезумевшей стрелки,
А умение тела отбрасывать тень
Не уменьшит количества яблок на ветке.
В последнее время сам Олег предпочитает скорее демонстрировать свои исполнительские успехи, чем авторские.
Лично для меня есть в его манере исполнения одна особенность, из-за которой я его могу слушать почти бесконечно. Это театральная выпуклость образов, четко выдержанная интонация и интонирование, присущее скорее, опять же, сценической речи, а не авторской песне. Каждый образ в стихе, в песне, проигрывается целиком, обретая на короткое время реальность, сообщая слушателю нечто важное.
Тихо вздыхает забытый буксир,
Громко ругается ветер-кликуша...
Пересеки свой заснеженный мир -
В нем не сойдутся прохожие души...
И еще одна особенность, из-за которой мне зачастую песня в исполнении Олега нравится больше, чем в других вариантах: когда поет Олег, невозможно пропустить какие-то слова, нельзя не понять смысл. Каждый акцент работает на подачу текста, на контакт со слушателем, на передачу ему не только эмоционального заряда, но и самой сути послания.
Идешь из ноября в октябрь - и наугад
Спастись пытаешься, хотя бы идя назад,
Хотя бы так не провалиться в тартарары...
В осеннем небе смолкли птицы к концу игры...
Мария Лисс
(Москва)
|