|
Валерий Ременюк в авторской песне стоит особо. Настолько особо, что она уже почти полвека его практически не замечает. Нет, конечно, она фиксирует то, что шевелится резво, например, пальцы по грифу. А когда человек брутально повторяет на басовых струнах мелодию песни, ей этого не понять.
Что мы знаем о Ременюке? Как раз мы - не так уж мало.
Ременюк Валерий Адольфович родился 4 декабря 1956 года в с. Заставна Черновицкой области. Живет в Выборге Ленинградской.
Окончил Ленинградский гидрометеорологический институт, Северо-западную академию государственной службы. Инженер-гидролог, юрист. Генеральный директор завода «Хелкама Форсте Виипури» (стало быть, знает не менее трёх финских слов). Кандидат технических наук.
Играет на семиструнной гитаре.
Короче, всё, что можно было сделать, чтобы не стать бардом, он сделал.
Мне вспоминается один из клонов фильма 50-х «Карнавальная ночь» - «За витринами универмага», кажется. Там в дружный коллектив отдела грампластинок наведывался (поглядеть на продавщицу) молодой бездарный композитор, который в ритме марша пел:
Люся, Люся,
Я боюся,
Что влюблюся
Я в тебя!
И даже (в том же ритме):
В ритме вальса…
Ну, полный музыкант!
Практически то же у Ременюка в его «визитке» про железную розу. Тоже марш и тоже про любовь.
В кино под влиянием здорового социалистического коллектива продавцов-комсомольцев композитор перековывается, становится талантливым, находит своё мужское счастье и начинает писать нежные вальсы.
Ременюку это уже не грозит: он талантлив давно и безнадёжно.
Его «Роза» в моем репертуаре заняла своё законное место рядом с балладой Геннадия Васильева о теоретическом физике и пианистке. Но если «Физик» - живая инструкция для филологов, как писать «жалисную балладу», то опусы Ременюка - скорее из серии «Дурят нашего брата»: грубый «текст слов» заводского работяги написан с редкостным поэтическим изяществом. То же, кстати, постигло меня, когда я по второму разу начал слушать многие другие песни Валерия: начинаешь замечать добротность авторской работы.
Но вернемся к «Розе». Вот она в полный рост:
Черная роза
Как это невыносимо -
ты выходишь за Максима
и меня проходишь мимо,
шарф теребя...
А мне бы розу взять и стать у моста,
услыхать: «А в чем вопрос-то?» -
и сказать на это просто:
- Люблю тебя!
Я люблю тебя, зазноба,
я люблю тебя до гроба,
до мурашек, до озноба -
вот ведь дела!
А приголубленный тобой кидала -
этот любит вполнакала.
То ли, то ли ты искала,
то ли ждала?
Чем его любить такого -
ты бы вышла за простого,
за парнишку заводского -
не дурака.
Он розу выковал тебе из стали,
из трубы теплоцентрали.
Твой-то выкует едва ли -
не та рука.
У кого кураж и поза,
у кого стихи и проза.
У меня - стальная роза
шипастая.
И хоть она кило под девяносто -
донесу ее до моста
и скажу, заметив просто:
- Люблю тебя!
Я люблю тебя, зазноба,
я люблю тебя до гроба,
но скажу тебе особо:
- Хочешь? Плыви!
Но ты когда-нибудь вздохнешь устало
и припомнишь, как блистала
роза черного металла,
роза любви.
2001
Я давно пришел к выводу, что литература - не только товарищеский суд с разборкой личных дел Базарова или Дантеса, но и в значительной степени игра. В школе нас этому не учат: несолидно.
А мне нравится находить «вкусности» типа «ты бы вышла За простого, За парнишку Заводского» где «За» - то предлог, то часть прилагательного. Это мелкое хулиганство, которого в нашей озабоченной жизни так не хватает!
Марш:
тар-ра-па-
пам…
Он ро-зу
вы-ко-вал те-
бе из ста-ли,
из тру-бы-те-
пло-цен-тра-ли.
Твой-то вы-ку-
ет е-два ли -
не та-а ру-
ка.
Прелесть! А отдельный бонус - «из трубы теплоцентрали», где в строчку филигранно вписано длиннющее слово, к тому же совершенно не песенное.
И вся любовь - в ключе «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши жёны?», с традиционными синкопами и прочими причиндалами жанра солдатской песни.
Короче, смотрите текст.
А также другие, где автор «верлибрирует» или строит гипотезы происхождения жанра АП:
Хоть воем вой, хоть Ноем ной (а лучше, публику не мучай!) -
Ничто не ново под луной, включая следующий случай.
Рассказа нашего герой живал в далекую годину,
Носил сандалии с дырой и пас у берега скотину.
И был у хлопчика грешок сродни божественному дару -
Неугомонный пастушок канючил песни под гитару.
В какое время ни причаль - с утра, полуденным ли зноем, -
А он все ноет про печаль (его за то и звали Ноем)…
Так или иначе, Валерий стал лауреатом фестиваля «Второй канал авторской песни», и теперь не только питерцы смогут кричать: «А мы его знаем, а мы его знаем!».
Достаточно прийти на московский концерт.
Владимир ЛАНЦБЕРГ
Аудиозапись концерта Валерия Ременюка 10.07.2004
|
|