|
Попытка восторженной аннотации к гастроли Петра Кошелева в Москве января
2000
Кошелев Петр Васильевич, 1955 г.рожд., проживает в г.Энгельсе Саратовской
области, по образованию и основной профессии по настоящее время -
инженер-строитель. Лауреат Грушинского, что уже, по-моему, вряд ли
существенно, тем более что не помню, когда это было (сам-то он, вероятно,
помнит). Автор песен на стихи Шекспира (в пер. Маршака), Пастернака, Мориц,
Кибирова, Кенжеева, Остера и др.. Прозябая в глухой провинции, какой, к
сожалению, сделался в последнее время Саратов, будучи не столь давно одним
из центров АП достаточно богатого соответствующими традициями Поволжья,
П.Кошелев практически не востребован в среде любителей АП, крайне редко
концертирует, причем, как правило, в случайных аудиториях. Товарных
аудиозаписей нет; планируемая гастроль одновременно имеет целью запись
первого аудиоальбома на студии "Остров" - продюсерский проект Е.Слабикова и
О.Серебряной.
На мой взгляд, один из выдающихся (без тени юмора говорю) композиторов
нашего круга - именно композиторов, в отличие от большинства проходящих по
этой номинации людей, чьи заслуги несомненны как носителей прецедента
прочтения стиха как песни, как ритмико-мелодически организованного действа в
реальном времени, но не более того. Композитор с чрезвычайно развитой
мелодической и гармонической фантазией, фантазией невероятно экспрессивной,
чья экспрессия, безусловно, жестко подчиняется стиху, причем именно в своем
индивидуальном прочтении, в своей рефлексии, в своей боли и муке, со всей
мощью подчиняющий этой боли и муке слушателя. Яростный разрушитель куплетных
форм, практически никогда не щадящий себя откровенными мелодическими
повторами, разве что безусловно оправданными драматургическим действом - эти
повторы из области не куплетной формы, а, скорее, формы рондо, в современной
музыке характерной, к примеру для группы Qween ("The Show Must Go On" и
т.д.), а из классических образцов - блестяще воплощенной в знаменитом
скрипичном концерте Камилла Сен-Санса "Интродукция и Рондо Каприччиозо"
(сравнения, опять же, клянусь, для меня отнюдь не надуманные - я совершенно
сознательно ставлю Петю Кошелева именно в этот ряд) - широчайшие вариации
начальной темы с периодическим, подчас назойливым, подчас грубым
возвращением, каждый раз как бы с новым смыслом, к основной теме "припева",
именно в контексте драматургического действа открывающейся каждый раз новой
гранью, приобретающей новый смысл и вновь переосмысленное звучание.
Композитор, при этом, повторюсь, несомненно ведомый стихом, его
интонационным, ритмическим (причем в сочетании метрической и смысловой, фразеологической ритмики - задача непосильная и даже, как правило, не
имеющая быть поставленной для подавляющего большинства людей, считающих себя
композиторами) и драматургическим движением; композитор, безусловно
исповедующий (возможно, неосознанно) принцип, сформулированный впервые
отнюдь не Окуджавой (как многие считают), а в той или иной форме
высказывавшийся Бахом, Моцартом, Верди, Чайковским, Мусоргским и другими -
классиками, давшими человечеству великие образцы музыки, написанной на
литературный текст: текст суть основа, категорический императив; музыка
должна быть абсолютно подчинена тексту - не самоцель, а лишь, не более и не
менее (!), ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ средство.
Автор сих строк широко известен в узком кругу как исполнитель цикла песен
Петра Кошелева на стихи Тимура Кибирова - песен, являющихся замечательным
примером обретения стихами новой, совершенно иной жизни благодаря музыке (в
высоком смысле этого слова) Кошелева, подчинившей своей
музыкально - театральной эстетике нарочито грубую антиэстетику Кибирова в
стихах, изобилующих запрещенными (что чудовищно талантливый и хитрый Кибиров
наверняка хорошо понимает и на том стоит) в поэзии приемами - длиннотами,
"перечислизмами", повторами, стихах, которые невозможно читать на бумаге -
чего стоит одно лишь Вступление к поэме "Сквозь прощальные слезы", 19
четверостиший сплошных перечислений ("...Пахнет вываркой, стиркою,
синькой, - и на ВДНХ шашлыком, - и глотком пертуссина, и свинкой, - и
трофейным австрийским ковром, - свежеглаженным галстуком алым..." и т.д., и
т.д.) - стихотворение, полностью воспроизведенное песней и, что называется,
вылетающее на одном выдохе.
Ну, и так далее. Главное, вовремя остановиться - это я самому себе...
Словом, посмотрите, не пожалеете, даже если не понравится - нельзя не
согласиться с бытием Петра Кошелева как явления весьма и весьма
неординарного. И человека хорошего.
7 января в театре "Перекресток" (совместно с вашим покорным слугой);
8 января в малом зале Московского Дома композиторов.
|