На фестивале "Второго канала АП" будут, как обычно, проходить мастерские для авторов и исполнителей. Вы можете узнать о принципах работы жюри конкурса подробнее.
Но возможности для творческого самовыражения отнюдь не исчерпываются основным конкурсом. Кроме основного конкурса на фестивале будет действовать еще ряд интересных программ и мастерских.
Итак, проекты:
Концерт лауреатов 2 канала - Эхо
Объединённая Сцена "Белый слёт - Хорда"
Объединённая сцена двух известных подмосковных слётов, происходящих весной и осенью соответственно. Оба слёта отличаются
тем, что состав выступающих определяется их художественными руководителями - Игорем Белым ("Белый слёт") и Олегом
Городецким ("Хорда"). Проект объединённой слётной сцены в рамках фестиваля Второго канала можно считать некой выносной
консолью, с помощью которой можно получить представление об этих мероприятиях. Планируется показать всё лучшее, что
когда-либо звучало на "Белом слёте" и "Хорде", а также и то, что в теории могло бы, но по разным причинам не состоялось.
Программу составляют и ведут: Игорь Белый, Олег Городецкий и Татьяна Хейн (концертный режиссёр обоих слётов).
Мастерская «Зеркало»
"Ведь если мастерские проводят -
Значит, это кому-нибудь нужно..."
Немного истории
Как-то мы обсуждали, зачем вообще существуют мастерские. И почти сразу выяснилось, что у каждого свое представление о том, кому и зачем это надо. После двух часов бурных дебатов кому-то наконец пришло в голову задать вслух вопрос: "Антон, а если ты сам пойдешь на мастерскую, то зачем?" На что утомленный Антон честно ответил: "Чтобы услышать, что люди поняли из моей новой песни".
И мы решили как-нибудь сделать мастерскую, которая будет выполнять единственную функцию: дать автору возможность услышать внятный и развернутый ответ, что же слушатели поняли из его песни. Не обязательно, кстати, автору. В самодеятельной песне каждый поет "от своего имени" и исполнитель по сути является соавтором тех песен, которые поет.
И вот теперь мы устраиваем мастерскую по имени "Зеркало".
Как проходит мастерская
Начало традиционное: есть поющий и есть слушатели. Мы.
Петь можно одну или две песни. Если вам кажется, что три ваших произведения составляют неразрывное единство, то можно и три. Но учтите: мы можем к концу третьей песни забыть, что было в первой. Если вам хочется услышать мнение о каждой песне отдельно, то вполне разумный вариант: спеть одну, поговорить о ней, а потом спеть вторую - и поговорить о ней.
Просьба: нам гораздо легче слушать и разговаривать, если у нас есть тексты ваших песен. Поэтому, пожалуйста, напишите их на листочке и отдайте нам перед началом исполнения.
Обсуждение начинается с того, что один из ведущих мастерскую рассказывает, что он сейчас услышал: общее впечатление, уловленный смысл, понравилось-не понравилось и так далее. Если хотите, можете сами сказать, от кого бы вы в первую очередь хотели услышать эту речь.
Дальше слово автору: насколько то, что было сказано, совпало с авторским замыслом.
И после этого, если тема не исчерпана, начинается общее обсуждение: высказываются (если есть что сказать) остальные ведущие мастерскую и, может быть, кто-то из зрителей. Все высказывания должны быть обращены автору и формулировать впечатления от песни. Если это интересно участнику мастерской, высказывающиеся могут углубляться в разбор использованной поэтической, музыкальной или исполнительской техники, но только в связи с конкретными особенностями обсуждаемого произведения.
Чтобы обсуждение не превращалось в беспорядочный шум, у нас все время будет "мастер, пресекающий ненужные высказывания" (почти по Максу Фраю). Его задача: чтобы все, кто будет высказываться, говорили по очереди и не перебивали друг друга. Этого мастера несложно опознать - он будет в белой перчатке.
Кстати, этот же мастер имеет право вообще прекратить затянувшееся обсуждение.
Мы будем рады, если зрители на мастерской захотят внести свой вклад в разговор о песне. Но! Не перебивайте говорящих. Достаточно обратиться к вышеупомянутому мастеру - и он даст вам слово.
А что же дальше? Ничего. Мы не собираемся приглашать пришедших на нашу мастерскую на сцену, либо устраивать среди них какой-либо конкурс. Как уже сказано выше, мастерская предназначена только для одного: "поговорить о песне".
Кому это нужно
Вам. Если вы этого захотите.
Нам кажется, что это будет интересно авторам, желающим опробовать свои песни на доброжелательных, но незнакомых слушателях; исполнителям, проверяющим верность создаваемого впечатления; поэтам, опасающимся выносить свои стихи на широкую публику.
Давайте попытаемся вместе увидеть, насколько верно удалось донести авторский замысел до слушателей и попытаемся отыскать причины обнаружившихся несовпадений.
Ну вот и все.
До встречи на мастерской "Зеркало".
"Эхо"
Идея
Провести на "Канале-2005" концерт лауреатов "Второго канала".
Продолжительность - 2 часа. Песни периода 2000-2005 годов. Для
исполнителей - песни, подготовленные в этот период.
Ориентировочное название концерта: "Эхо".
Разъяснение: название исторически закрепилось в процессе
подготовки концерта 2004 г. и, в сущности, точно отражает идею
показать лучшие лауреатские песни, звучавшие на фестивалях
"Второго канала".
Концепция
Песни отбираются самими лауреатами методом, близким к
"гамбургскому счету". Каждый участник может быть судьей,
каждый лауреат может быть участником.
Примечание: можно выступить и не участвовать в обсуждении. Но не
всем, а только тем, кто очень плотно занят в структурах слета
(ЧИЖи, комендант и т.п.), а также мамам с маленькими детьми. Для
учета переменного количества голосовавших при расчетах вводится
поправочный коэффициент.
Метод - мягкий рейтинг. Каждый из участников оценивает всех
остальных двумя оценками: 1 или 0 (должно прозвучать или - не
стоит). Результаты суммируются секретарем, и 30 номеров будут
исполнены на концерте. В зависимости от количества участников
будут квоты по кострам (см. пункт 4). В ситуации, когда номеров
заведомо проходящих "меньше лимита", а следом 5-6 номеров,
набравших одинаковое количество баллов,- в концерт однозначно
попадает только "меньше лимита".
Регламент
Поскольку для отбора лучших песен соберутся люди, до сих пор
совместно почти не работавшие, регламентация проведения отбора
будет жесткой - для того, чтобы исключить разборки по ведению
и сосредоточиться на достоинствах песен.
1. Каждый желающий выступить на концерте должен подойти к
секретарю концерта "Эхо" и записаться. Каждый записавшийся
должен подумать, что будет представлять, потому что существует
лимит на количество - 5 песен (или стихотворений) - и на
продолжительность выступления - 20 минут на эти 5 номеров.
2. Не более 10 лауреатов в одной группе. Как только набираются
оговоренные 10, список вывешивается в комвзводе, группе
выделяется костер, у которого и будут происходить отбор и
обсуждение песен. (Дуэты и ансамбли - один участник и один
голос. Специфика...)
Примечание: если количество участников не кратно 10, допускается
увеличение групп до 12 лауреатов. На 2 костра: дополнительно
пришло до четырех (включительно) -- они войдут по 2 в каждую
группу, более четырех -- нужен 3-й костер. На 3 костра:
прибавилось до шести (включительно) -- они войдут по 2 в каждую
группу, более шести -- нужен 4-й костер. На 4 костра: набежало
до восьми (включительно) -- они войдут по 2 в каждую группу,
более восьми -- нужен 5-й костер.
3. Внутри групп распределение по алфавиту. Первый по списку
выступает - следующий ведет обсуждение. Всего на ВЕСЬ отбор в
ПЯТНИЦУ и СУББОТУ выделено по 4 часа с 11.00 до 15.00.
Время с 16.00 до
17.00 нужно на окончательное уточнение, утряску и согласование
порядка выступлений. Итого - 5 часов. Как минимум час выпадает
на всяческие неразберихи, перекуры и переговоры, не относящиеся
к делу. К сожалению, практика показывает, что этого не избежать.
Итого - 4 часа чистого времени на песни. 240 минут. 10
выступающих. По 24 минуты на брата/сестру/ансамбль. В среднем
песня звучит 3+/-0,5 минуты, с подходом и отходом. Резерв, хотя
и небольшой, есть.
Обсуждать или не обсуждать, говорить что-то, не говорить - как
группа между собой решит. В творческих вопросах регламентации не
будет. (Скорее всего, именно на это уйдет час неразберихи и
переговоров. Зато хоть к делу будет относиться).
4. Подведение итогов для концерта. В зависимости от количества
костров (и, соответственно, групп) от каждого костра в концерт
войдут:
а. 2 костра - 15 +/-2 номера,
б. 3 костра - 10 +/-2 номера,
в. 4 костра - 9 +/-2 номера.
Все это - по подсчету секретарей каждой группы: те самые номера,
набравшие больше голосов.
НО! Не более чем по три номера от каждого участника, невзирая на
рейтинг песни (тоже, кстати, творчество лауреатов).
5. На концерте будет объявлено: костер такой-то. В комвзводе
будут храниться списки выступавших в этом концерте. По каждому
костру отдельно.
Примечание: если желающих выступить наберется только на один
костер или меньше - мероприятие будем считать неудавшимся, с
извинениями и реверансами.
От имени инициативной группы:
координатор Роман Морозовский
rommor@bezeqint.net