"Как сделать, чтобы Станиславский поверил?" или "Песня, как средство сценического общения" (Сергей Рубашкин)
Программа "ЭХО"
"Программа "ЭХО" - своеобразный "гамбургский счет" среди лауреатов "Канала".
Они и поют и выбирают наиболее понравившиеся песни.
В этом году "ЭХО" пройдет на главной сцене фестиваля, а получившаяся подборка песен будет выпущена на виде CD-диске.
От имени инициативной группы:
координатор Роман Морозовский
rommor@bezeqint.net
Объединённая Сцена "Белый слёт - Хорда"
Объединённая сцена двух известных подмосковных слётов, происходящих весной и осенью соответственно. Оба слёта отличаются
тем, что состав выступающих определяется их художественными руководителями - Игорем Белым ("Белый слёт") и Олегом
Городецким ("Хорда"). Проект объединённой слётной сцены в рамках фестиваля Второго канала можно считать некой выносной
консолью, с помощью которой можно получить представление об этих мероприятиях. Планируется показать всё лучшее, что
когда-либо звучало на "Белом слёте" и "Хорде", а также и то, что в теории могло бы, но по разным причинам не состоялось.
Программу составляют и ведут: Игорь Белый, Олег Городецкий и Татьяна Хейн (концертный режиссёр обоих слётов).
Мастерская "Гитарный аккомпанемент"
Вячеслава Климовича
Вячеслав Климович - интересный автор, сильный исполнитель чужих песен. Написал книгу "Гитара в авторской песне", которая считается лучшим пособием по овладению гитарным мастерством для представителей нашего жанра. Мастерские, которые он проводит, пользуются неизменным успехом.
Сайты Вячеслава Климовича:
www.skoy.by.ru, www.guitar-ksp.narod.ru
Мастерская «Зеркало»
"Ведь если мастерские проводят -
Значит, это кому-нибудь нужно..."
Немного истории
Как-то мы обсуждали, зачем вообще существуют мастерские. И почти сразу выяснилось, что у каждого свое представление о том, кому и зачем это надо. После двух часов бурных дебатов кому-то наконец пришло в голову задать вслух вопрос: "Антон, а если ты сам пойдешь на мастерскую, то зачем?" На что утомленный Антон честно ответил: "Чтобы услышать, что люди поняли из моей новой песни".
И мы решили как-нибудь сделать мастерскую, которая будет выполнять единственную функцию: дать автору возможность услышать внятный и развернутый ответ, что же слушатели поняли из его песни. Не обязательно, кстати, автору. В самодеятельной песне каждый поет "от своего имени" и исполнитель по сути является соавтором тех песен, которые поет.
И вот теперь мы устраиваем мастерскую по имени "Зеркало".
Как проходит мастерская
Начало традиционное: есть поющий и есть слушатели. Мы.
Петь можно одну или две песни. Если вам кажется, что три ваших произведения составляют неразрывное единство, то можно и три. Но учтите: мы можем к концу третьей песни забыть, что было в первой. Если вам хочется услышать мнение о каждой песне отдельно, то вполне разумный вариант: спеть одну, поговорить о ней, а потом спеть вторую - и поговорить о ней.
Просьба: нам гораздо легче слушать и разговаривать, если у нас есть тексты ваших песен. Поэтому, пожалуйста, напишите их на листочке и отдайте нам перед началом исполнения.
Обсуждение начинается с того, что один из ведущих мастерскую рассказывает, что он сейчас услышал: общее впечатление, уловленный смысл, понравилось-не понравилось и так далее. Если хотите, можете сами сказать, от кого бы вы в первую очередь хотели услышать эту речь.
Дальше слово автору: насколько то, что было сказано, совпало с авторским замыслом.
И после этого, если тема не исчерпана, начинается общее обсуждение: высказываются (если есть что сказать) остальные ведущие мастерскую и, может быть, кто-то из зрителей. Все высказывания должны быть обращены автору и формулировать впечатления от песни. Если это интересно участнику мастерской, высказывающиеся могут углубляться в разбор использованной поэтической, музыкальной или исполнительской техники, но только в связи с конкретными особенностями обсуждаемого произведения.
Чтобы обсуждение не превращалось в беспорядочный шум, у нас все время будет "мастер, пресекающий ненужные высказывания" (почти по Максу Фраю). Его задача: чтобы все, кто будет высказываться, говорили по очереди и не перебивали друг друга. Этого мастера несложно опознать - он будет в белой перчатке.
Кстати, этот же мастер имеет право вообще прекратить затянувшееся обсуждение.
Мы будем рады, если зрители на мастерской захотят внести свой вклад в разговор о песне. Но! Не перебивайте говорящих. Достаточно обратиться к вышеупомянутому мастеру - и он даст вам слово.
А что же дальше? Ничего. Мы не собираемся приглашать пришедших на нашу мастерскую на сцену, либо устраивать среди них какой-либо конкурс. Как уже сказано выше, мастерская предназначена только для одного: "поговорить о песне".
Кому это нужно
Вам. Если вы этого захотите.
Нам кажется, что это будет интересно авторам, желающим опробовать свои песни на доброжелательных, но незнакомых слушателях; исполнителям, проверяющим верность создаваемого впечатления; поэтам, опасающимся выносить свои стихи на широкую публику.
Давайте попытаемся вместе увидеть, насколько верно удалось донести авторский замысел до слушателей и попытаемся отыскать причины обнаружившихся несовпадений.
Ну вот и все.
До встречи на мастерской "Зеркало".
"Как сделать, чтобы Станиславский поверил?"
или
"Песня, как средство сценического общения"
1. Что это будет?
В самых общих чертах - я предлагаю вам короткое знакомство с одним из возможных подходов к исполнению песни.
Опять же, в самых общих чертах, суть предлагаемого подхода можно описать следующими положениями:
1. Песня (в смысле, - цельное произведение сценического искусства) рождается только в результате активного диалога Исполнителя и Слушателя.
2. Песня (в смысле, - литературно-музыкальное произведение) является поводом к такому общению, а также одним из главных средств общения Исполнителя и Слушателя.
3. Остальной инструментарий общения выше-не-кночи-будь-упомянутых субъектов заимствуется из арсенала русской театральной школы ХХ-го века, конкретнее - из пресловутой "системы Станиславского".
2. Как это будет происходить?
Это зависит от вас - от того, сколько нас соберется, от того, как мы включимся в предложенную игру (а театр - всегда игра, но абсолютно всерьез, - как у детей в песочнице - чесслово!)…
Я, со своей стороны, предполагаю предложить вам для ознакомления один из инструментов школы, покрутить-поисследовать его вместе с вами с разных сторон, а потом вместе с произвольно избранным(и) "добровольцем(ами)" на примере одной-двух песен посмотреть, как это, вообще, работает.
3. Что для этого надо?
Для этого надо приехать на слет Второго Канала и подойти в специально указанное организаторами время в специально указанное организаторами место.
Крайне желательно захватить хотя бы простое человеческое любопытство и готовность познакомиться с чем-то новым (а возможно, даже и не очень новым…).
В общем-то, не обязательно даже уметь играть на гитаре. Да и петь - тоже уметь не обязательно. И уж тем более обладать какими-то там особыми актерскими талантами - совершенно не обязательно.
4. Чего там не будет?
1. Обращения в свою веру.
2. Оценок.
3. "Журения" и "мастерения".
4. Неделикатности (впрочем, здесь все зависит, главным образом, от вас).
5. Дискуссионного клуба (во всяком случае, - непосредственно во время "демки". После - хоть до утра!)
5. А кто я сам такой?
Ну, зовут меня, положим, Серей Рубашкин, хотя это, пожалуй и мало что кому скажет. Сами мы из исполнителей будем. Из мастерской Ю.Л. Лореса, - той, что в ВШДСИ при ГИТИСе в середине 90-хх. функционировала. После закончил театралку в Питере, класс Р.Б. Громадского и С.Н. Заморева, работал в питерских театрах. Перебравшись в Москву, поступил в ГИТИС на режиссуру, в мастерскую С.Н. Арцибашева и Ю.В. Иоффе, дипломником которой на данный момент и являюсь. Все это время пою. Тусуюсь и фестивалю, правда, мало. А последние 5 лет - и вообще практически этим не занимаюсь, в связи с рождением многочисленных детей, так что широкой публике не известен. Впрочем, горячо любим и почитаем многочисленными членами семьи, родными и знакомыми как исполнитель, актер, режиссер и педагог.