|
О фестивале "Второго канала"
"Второй канал" возник по инициативе оргкомитета Грушинского фестиваля в качестве дополнительного конкурса для работы в области некоммерческой и немассовой авторской песни. В те времена (1996 - 2002 гг.) его полное название было - "Второй канал Грушинского фестиваля".
Если с точки зрения жанра АП как такового это был конкурс, привязанный к 1-й эстраде Грушинки, то, что касается деятелей жанра АП и движения КСП, это была команда, состоящая из членов жюри и организаторов, некоторые персоны которой можно считать знаковыми и определяющими облик конкурса.
К сожалению, с 1996 года Грушинский фестиваль сильно изменился. Не стало главного вдохновителя и покровителя "Канала" Бориса Скибы. Среди оставшихся не видно тех, кто считал бы данный конкурс необходимой частью фестиваля.
Сама Грушинка в еще большей степени стала местом развлечения "для всех" в то время как песенный ареал "Канала" можно обозначить как "трудное чтение" или "кино не для всех". Увы, наиболее агрессивные представители "всех" всё активнее пытаются заставить "Канал" петь то, что нравится им, и делают это силовым путем. Защиты же со стороны организаторов фестиваля ждать не приходится.
В этих условиях команда "Канала" приняла решение уйти с Грушинского фестиваля. Так что, если конкурс и будет проводиться, работать на нем будут другие люди. При этом и облик конкурса, и его задачи могут измениться до неузнаваемости. Но, скорее всего, никакого "Канала" на Грушинке больше не будет: никому из начальства он там не нужен, а эстрада пригодится для эстрадной песни.
Сейчас командой "Канала" образовано межрегиональное общественное объединение "Второй канал авторской песни". Новый "Канал" сохранил состав жюри и орггруппы старого и наследует все его наработки. Так, лауреаты и прочие выдающиеся авторы и исполнители, отмеченные "Каналом" в прошлом, сохраняют свои титулы и звания на новом "Канале".
Еще в "прошлой жизни" "Канала" были проведены два подмосковных фестиваля. Теперь решено фестиваль в московском регионе сделать основным. При этом его облик сильно изменится.
Во-первых, он будет проводиться в одно и то же время ("после Грушинки в четверг") и, по возможности, в одном и том же месте ежегодно, на официальной основе.
Во-вторых, его по праву можно будет назвать "фестивалем фестивалей". Главная его задача - собрать все лучшие творческие силы жанра. Они могут быть представлены творческими объединениями, школами песни, клубами, регионами и отдельными людьми.
Ожидается, что в фестивале 2003 г. примут участие объединения "32 Августа", "Азия" и др. Те из них, которые готовы представить обширные программы, могут организовывать собственные сцены. На ближайшем фестивале своя сцена будет у "Августа".
Естественно, собственная сцена будет и у "Второго канала". И для остальных - "3-я сцена". Скорее всего, ее "хозяйкой" станет Ирина Батанина, ведущая "Лесную эстраду" на "Ильменах".
Условие жесткое: на эстрады выносится только лучшее. Участникам, оправдавшим надежды организаторов, на следующем фестивале будут предоставлены более широкие возможности. Тем же, кто привез слабые программы, траффик может быть сокращен - до достижения приемлемого уровня.
Но не сценой единой будет жив фестиваль. "В кустах" возникнет не менее интересная жизнь. Во-первых, как и прежде, там будут работать конкурсные площадки прослушивания "Канала" - четыре штуки параллельно. Во-вторых, можно организовывать конференции (форумы), школы, мастерские и лаборатории. Заявку на собственную двухдневную творческую мастерскую уже подал Юрий Лорес. Оргкомитет создаст ему все условия для проведения этой мастерской, зарезервировав на "3-й сцене" для показа итогов работы. Так что, если у кого-нибудь есть пожелания или идеи собственных проектов на фестивале, нужно высказать их как можно скорее, чтобы организаторы успели обсудить их и подготовиться.
Пожалуй, впервые интерес к фестивалю "Канала" выказали "старейшины" жанра - А. Дулов, В. Вихорев, С. Никитин. Сейчас невозможно представить, кто из них реально сможет приехать, но сам их интерес представляется обнадеживающим.
Если говорить о других особенностях фестиваля "Второго канала", необходимо отметить, что он сохраняет основные "законы" своих предыдущих подмосковных слетов. Во-первых, это строгое следование требованиям экологии и противопожарной безопасности.
Во-вторых, "сухой" закон. Конечно, отследить все возлияния внутри палаток невозможно, но шатающихся в подпитии по территории фестиваля дежурные милиционеры будут провожать за ее пределы.
Не менее строгие меры воздействия ожидают тех, кто криками, громким пением или разговором мешает другим, более тихим поющим, а особенно - слушающим у сцены. Вообще фестиваль "Канала" следует воспринимать не как обычный слет КСП, куда можно выехать, как на пикник, с выпивкой, девочками и посильным песенным сопровождением. Скорее это учреждение культуры вроде Большого театра, только без гардероба, биноклей и шампанского в буфете. Но "мобилы" на поляне у сцены должны быть выключены, а разговоры - вестись шепотом или в сторонке. И "Мурку" никто не споет ни за три рубля, ни за миллион долларов. Это в-третьих.
В-четвертых, не приветствуется какая-либо суета в "зрительном зале" во время исполнения песни, например, хождение. Вход-выход и иные транспортные операции должны производиться в промежутках, пока номер объявляется, а исполнитель откашливается.
Возможно, здесь перечислены не все правила, но и эти, и возможные другие вытекают из моделей поведения людей культурных, интеллигентных, которые и являются основными производителями и потребителями "думающей песни для думающих людей", как сказал об авторской песне Булат Окуджава.
|